Страхование судов (катеров и яхт)

Страхованию подлежат судна принадлежащие физическим и юридических лицам, как крупнотоннажные судна (морские судна, речные судна, судна смешанного типа, танкеры, сухогрузов и т.д.), так и маломерные судна (страхование яхт, катеров, катамаранов и т.п.). При этом под судном понимается не только сам корпус судна, но и все элементы оборудования, оснастки, судовые помещения (включая отделку, изоляцию, проводку), в том числе спасательные шлюпки и плоты, а также силовые установки и машины, винто-рулевые механизмы и иные приспособления, входящие в оборудование судна.

Страхование судов объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов, фрахта (страхование расходов за перевозку груза) и ответственности судовладельцев перед третьими лицами. Судно может быть застраховано в период его эксплуатации, межнавигационного отстоя, ремонта и буксировки.

В мировой практике также часто страхуют суда, находящиеся в постройке, при страховании таких судов, на страховщика возлагают ответственность за все убытки, причиненные судну в ходе его постройки с момента закладки киля до завершения испытаний. Страхование строящегося судна интересно судостроительным фирмам, так как они несут риск случайной гибели судна до передачи его заказчику.

Основные виды страхования применяемые к морскому и речному судну
  • cтрахование судов - каско;
  • cтрахование экипажа судов (страхование от несчастных случаев, страхование медицинских расходов, компенсация расходов по девиации судна);
  • cтрахование гражданской ответственности судовладельцев;
  • cтрахование гражданской ответственности владельцев портов;
  • cтрахование грузов при морских перевозках.

Наряду с перечисленными видами страхования, широко применяется включение в страховые полисы некоторых английских стандартных условий, так называемых оговорок Института Лондонских Страховщиков, регулирующих те или иные взаимоотношения сторон в определенных условиях.

В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой географии их эксплуатации, ставки по страхованию судов отличаются большим разнообразием. К примеру за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность, взимается увеличенная ставка, больше чем установленная для плавания в теплых водах. На стоимость страхования судов влияют многие факторы, такие как: стоимость судна, срок эксплуатации, тип судна, район и характер эксплуатации, территория хранения на суше, объем страхового покрытия, время года и т.п.

При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование судна прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования судна мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует.