Страхование специальной и строительной техники

Страхование строительной и специальной техники – один из основных вопросов, с которым сталкивается любая строительная организация в процессе приобретения дорогостоящего оборудования для осуществления своей профильной деятельности. В данной статье попробуем рассмотреть, какие риски покрывает договор страхования строительной техники и на какие вещи необходимо обращать внимание при выборе страховой программы.

Страховые риски

Что касается страховых рисков, в базовое покрытие договоров страхования строительной техники включены риски аварии на строительной/промышленной площадке, опрокидывание, падение посторонних предметов, наезд на препятствие и т.д, а также пожар, стихийные бедствия и др. Также в покрытие могут быть включены риски при перевозки техники на спец. транспорте и ДТП при передвижении по дорогам общего пользования своим ходом.

Риск причинения вреда от противоправных действий третьих лиц, а также риск угона/кражи техники, являющихся одним из главных опасений собственников техники, также входит в базовое покрытие.

Важные оговорки по полису

При выборе покрытия необходимо обращать внимание на наличие таких ограничений по полису, как наличие и размер франшизы, наличие ограничений по территории использования, оговорок об обязательном наличии ограждений, охраны, исправных противопожарных средств и т.д. Для техники, передаваемой в течение года в аренду различным, в т.ч. числе аффилированным с собственником организациям, важным является указание в договоре такой возможности, т.к. в случае если авария или нанесение ущерба будет нанесено арендатором техники, после выплаты возмещения страховая компания может обратиться с требованием регресса к виновнику аварии.

Обязательным для любой страховой компании является техническая исправность техники, подтверждающаяся действительный талоном ГТО, в связи с чем необходимо предусмотрительно относиться к срокам его прохождения.

Что еще важно знать

Последние несколько лет на российском рынке страхования отметились увеличением спроса на специальные, корпоративные виды страховых продуктов, в т.ч. на страхование строительной и специальной техники. Этот спрос связан с повышением интереса людей к страхованию как к одному из основных инструментов поддержания финансовой стабильности своей деятельности. Однако часто люди, страхующие нестандартные риски, пытаются экстраполировать на них условия стандартных договоров страхования, распространенные среди физических лиц и не учитывают профессиональной специфики таких рисков.

Например, если говорить о страховании строительной техники, то здесь условия договоров определяются на основе целых трех отдельных направлений страхования:

  1. Имущественного страхования по рискам Каско
  2. Страхования строительно-монтажных рисков
  3. Страхования грузов.

Как видно, стандартный полис страхования спецтехники покрывает гораздо больше рисков чем полис Каско на легковые авто, а значительно более низкие ставки тарифов делают этот продукт крайне привлекательным для потребителей страховых услуг. Однако необходимо понимать что в силу специфики рисков объем обязательств перед страховой компанией у Страхователей гораздо больше чем у владельцев «легковушек».

Например, для урегулирования убытка по наиболее частому риску — авария на строительной площадке, помимо стандартных для Автокаско справок из компетентных органов и документов на технику, страховой компанией будут затребованы документы для установления правомочности нахождения и выполнения работ техникой на определенном объекте, такие как:

  • Договор аренды/подряда;
  • Путевой лист;
  • Договор охраны со службой охраны на данном объекте, если такое условие прописано в договоре страхования;

А также техническая документация для уточнения картины происшествия, такие как:

    Акт технического расследования;
  • Талон или диагностическая карта о прохождении обязательного технического осмотра;
  • Приказ о создании комиссии по расследованию причин события и ее результаты;
  • План производства работ и иная техническая документация;

Данные документы требуются не для затягивания процедуры выплата, но для формулирования законно обоснованного итога расследования страхового случая. При активной позиции Страхователя и при поддержке специалистов «Независимых Страховых Консультантов» страховая выплата может произойти гораздо быстрее стандартной выплаты по Каско.

В заключение упомяну что в последнее время страховые компании идут на некоторые уступки и в случае очевидных ситуаций запрашивают облегченный пакет документов. Например, на небольшой частной стройке очевидна невозможность предоставления таких документов как генеральный план строительства, контракт на подряд, создание комиссии... В этом случае часто бывает достаточно обычного договора на оказание услуг. Однако в любом случае необходимо помнить что даже при неограниченном допуске лиц допущенных к управлению машиной, при проведении таких (и любых других) работ водитель должен быть либо штатным сотрудником компании-собственника техники, либо быть привлеченным по аналогичному договору на оказание услуг, имеющим разрешение Ростехнадзора на управление такой техникой. В противном случае страховой компанией будет сложно установить что водитель действовал с разрешения и в интересах собственника и не предъявлять регресс виновнику аварии.