Страхование ответственности за качество товаров, работ, услуг

Уже в настоящий момент практика обращения граждан за возмещением убытков, полученных от эксплуатации некачественных товаров (услуг) имеет весьма впечатляющий размах, так что тот момент, когда российские покупатели станут обращаться в суды, пеняя на некачественно составленную инструкцию или оторвавшуюся после недели носки изделия пуговицу, уже не за горами. В сложившейся обстановке и продавцам, и производителям стоит задуматься о страховании ответственности за качество продукции и услуг.

В настоящий момент во всем мире страхование ответственности за качество товаров — стандартная практика. Более того: магазин попросту не примет у вас продукцию, если вы не застраховали подобные риски. В странах, где компенсируется не только стоимость товара и материально нанесенный его недоброкачественностью вред, но и моральный ущерб, исчисляемый в десятках и сотнях тысяч долларов, страхование ответственность за ненадлежащее качество товара является весьма разумным.

Потребитель товаров или услуг имеет право потребовать от продавца (производителя) возмещения стоимости товара или услуги, имеющих ненадлежащее качество. В законе прописано, что оплате, по желанию покупателя, подлежит или устранение недостатков, или же полное возмещение стоимости. Кроме того, если имуществу покупателя, его жизни или здоровью был нанесен вред некачественным товаром, то полученные повреждения также подлежат компенсации.

Приобретая товар, покупатель заключает договор купли-продажи с продавцом и, соответственно, получает право требовать с него возмещения убытков. В свою очередь продавец, заключив договор поставки с производителем, может регрессом требовать компенсацию своих расходов на покрытие убытков покупателя. Следовательно, страховать ответственность за качество товаров необходимо именно производителю. Так и покупатель, и продавец могут быть уверены в том, что их расходы будут покрыты страховщиком.

Страхование ответственности за качество работ или услуг может производиться либо на одно какое-то конкретное наименование номенклатуры (вид работы, услугу) или же на всю продукцию, которую производит компания. Страховщик принимает на себя ответственность за качество продукции или выполняемых работ на срок их выполнения (производства) и на тот период, в течение которого по уже произведенным товарам (услугам) будут возникать страховые случаи.

Стоимость страхования ответственности за качество услуг зависит от многих факторов, в частности, от величины вероятности появления страховых случаев, от возможного ущерба, от специфики товара, особенностей производства, системы контроля качества и так далее. В каждом конкретном случае производителю предлагаются индивидуальные условия договора.

Страхование ответственности за качество продукции и работ несет производителю существенные преимущества. Это очевидно при рассмотрении действующей западной судебной практики, где по нашим меркам сегодня царит настоящий покупательский экстремизм. Перекладывая ответственность на страховщика, производитель может спокойно заниматься своим делом и не рисковать собственными средствами.